На главнуюПредставительство Республики Татарстан

Полезные статьи, ссылки

Статьи, Пресс-релизы

Воспитание без наказания

20.06.2015

Можно ли воспитывать ребенка, не применяя к нему наказания? Наверное, многие читатели не согласятся с таким мнением. И отчасти они будут правы, но лишь в отношении себя. Такие родители еще не готовы перестроиться, изменить свои привычные взгляды. Иногда взрослым гораздо легче и привычней наказать ребенка, чем внимательно его выслушать и обсудить совершенный им поступок.


Когда родители приходят к детскому психологу, жалуясь на плохое поведение ребенка, то, в первую очередь, приходится работать со взрослыми, с их тактикой поведения. Такой подход не всегда находит понимание со стороны родителей «непослушного» ребенка. Важно осознать, что детские поступки не вырастают из ниоткуда, каждому действию предшествует причина. Задача родителя не наказать ребенка, а выяснить причину плохого поведения. Это должно проходить в форме беседы, не на повышенных тонах и не с заранее приготовленным наказанием. Как в суде: одна сторона обвиняет, другая строит защиту, а судья выносит решение после тщательного выяснения всех обстоятельств дела. Так почему родители спешат поскорее наказывать своих любимых детей, тем самым ставя себя выше своего ребенка, вместо того, чтобы совместно разобрать ситуацию? В чем разница принципа наказания и беседы, обсуждения?

 

Наказание направлено непосредственно на личность и, таким образом, ребенок чувствует себя «плохим». Поэтому дети часто воспринимают наказание как личную обиду, несправедливость, непонимание и даже нелюбовь к себе со стороны родителей. Так постепенно вырастает стена отчуждения в отношениях между ребенком и его родителями. А в ходе беседы дается оценка не самой личности, а ее поведению, поступку. Тем самым мы говорим своему ребенку, что не он плохой, а плохой тот поступок, который он совершил.


Во всех отношениях самым важным является доверие друг другу. Покажите своему ребенку, что вы ему доверяете, скажите ему об этом. Даже когда обсуждается какой-либо нехороший поступок, ни в коем случае не говорите «Ты нехороший, потому что поступил так», скажите: «Ты у меня самый хороший, добрый, я уверен(а), ты никогда больше не совершишь такой плохой поступок».


В раннем возрасте, когда дети еще не могут изложить свои мысли, и вы не можете совместно обсудить детский проступок, наказание также можно и даже нужно избегать. Научитесь понимать поведение своих малышей. Если ребенок шумит, все кругом бьет, нет необходимости его ругать в этом. Разрешите ему шуметь, но договоритесь, что это будет только под музыку (пускай поет, кричит, танцует). Дерется? Разрешите, но только определите, что именно можно бить. Дайте выход его эмоциям, купите детскую боксерскую грушу. Учитесь доверять своим детям, разговаривайте с ними с раннего возраста, договаривайтесь и вы забудете, что такое наказание.

Разбираться с причинами неприемлемого поведения можно и другими, более мирными способами. Для детей лучшим вариантом воспитания становится не беседа, а игра. Идеально – игра по сказке. Только сказка должна быть не обыкновенная, из книжного магазина, а персональная, в которой ваш ребёнок превращается в главного героя. Это ведь совсем другая история! Теперь от его решений, от его поведения зависит, как закончится волшебная история: хорошо или не очень. Вы удивитесь, как быстро ваш ребёнок начнёт делать правильные выводы и следовать им в реальной жизни. Только не надо читать нотаций на тему «Вот видишь, как надо поступать!». Удивляйтесь, сомневайтесь, спорьте, играйте вместе, и результат не заставит себя долго ждать.




Дата публикации: 20/06/2015



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Воспитание без наказания»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: kazeparhia.ru

Все новости раздела







  © Проект разработан Государственным Некоммерческим Фондом «Центр Производственной Субконтрактации Республики Татарстан» по заказу Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан — 2006